Учебно-научный институт международного образования

ХНУ им. В.Н. Каразина

Кафедра языковой подготовки 2

Главная

Кафедра русского языка как иностранного подготовительного факультета Харьковского государственного университета – сейчас кафедра языковой подготовки 2 Учебно-научного института международного образования – по времени своего основания является второй кафедрой русского языка как иностранного в Украине и пятой в бывшем Советском Союзе. Её по праву можно назвать одной из основоположниц методики РКИ. Она начала свою работу в сентябре 1961 года, когда первые 150 иностранных студентов – (граждане Ирака) - приехали на учёбу в ХГУ.

Первый коллектив кафедры насчитывал 21 преподавателя: Лигачёва Ю.А., Селиванова Л.В., Литовкина З.А., Лебедева В.А., Варваринская (Маевская) Г.Е., Гуторов А.М., Витковская Э.В., Пархоменко Т.Я., Деменко В.А., Черкасова Л.П., Филиппова З.А., Пармакян Л.А., Бекирова (Скорик) Д.С., Чернецкая М.М., Овчаренко Л.М., Педан В.П., Кобцева И.Ф., Шевелев В.М., Мелихов В.Г., Левитский В.В, Стороженко В.Г.

60-70 годы были в ее истории, как и в истории других кафедр РКИ Советского Союза, годами поисков путей и методов преподавания учебного предмета, совершенно нового для самих людей, его преподававших, – русского языка как иностранного (РКИ).

Первые студенты учились русскому языку по учебникам из Москвы и Киева. Но жизнь требовала создания своих учебников. Первым учебным пособием по русскому языку (ротапринтное издание) для студентов подготовительного факультета ХГУ было пособие, авторами которого стали Витковская Э.В., Лигачёва Ю.А., Литовкина З.А., Селиванова Л.В., Филиппова З.А., Чернецкая М.М., и вышло оно в 1962 году.

Многообразие направлений, по которым шло становление кафедры, вызвало к жизни создание многих творческих научно-методических групп. Благодаря их совместным усилиям кафедре удалось сформировать свой научно-методический облик, свою методическую школу.

Но особенно актуальной была задача создания учебных пособий и учебников, адекватных целям обучения студентов подготовительного факультета.

Была создана группа преподавателей, которые занимались вопросами методики преподавания фонетики иностранцам. Фонетическому аспекту уделялось большое внимание. Итогом усилий группы явилось создание Вводно-фонетического курса, который с того далекого времени обязательно предварял изучение иностранцами Основного курса русского языка.

В те годы на подфаке ХГУ был создан уникальный предмет – музыкальная фонетика. Она явилась результатом совместной деятельности преподавателей-специалистов по пению и преподавателей русского языка. Музыкальная фонетика призвана решать важные учебные задачи (улучшение произносительных навыков, обучение фонетике, развитие фонетического слуха, автоматизация произносительных навыков) при помощи музыки.

Ритм и мелодия, как известно, - прекрасные помощники в любом деле. Пришли они на помощь и иностранцам при изучении ими русского языка. Кафедра может гордиться учебными пособиями по музыкальной фонетике – их качеством, содержанием и тем фактом, что аналогов таким пособиям на других подфаках нет.

Перед кафедрой стояла не только задача создания научно-обоснованной теоретико-методической базы преподавания русского языка иностранцам. Студентов подготовительного факультета нужно было уметь учить общению в русскоязычной среде и, прежде всего, готовить к учебе в советских вузах, где они, наравне с советскими студентами, могли бы учиться избранной специальности.

Так в методике преподавания РКИ появилось понятие «Язык специальности». Появилась необходимость в профессионально-ориентированных учебниках и учебных пособиях по русскому языку, целью которых являлось обучение студентов языковым особенностям – лексическим, грамматическим, стилистическим, встречающимся в языке конкретных предметов и научных дисциплин, которые нужно было слушать в вузах по избранным студентами специальностям.

В 80-е годы на кафедру пришли выпускники отделения РКИ филологического факультета университета. Это был мощный приток молодых, свежих сил, который отличали энтузиазм, любовь к своей специальности, высокий профессионализм, бережное отношение к традициям.

За годы существования кафедры ее преподаватели работали в долгосрочных командировках во многих странах мира: Афганистан, Англия, Алжир, Франция, Канада, Гвинея, Судан, Югославия, Япония, Уганда, Дания, Польша, Индия, Финляндия, Куба, Чехословакия, Мали, Кампучия, Венгрия.

Преподаватели кафедры принимали активное участие в работе научно-практических конференций всесоюзного и международного масштаба, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Доклады и сообщения преподавателей в Праге, Будапеште, Софии, Москве, Санкт-Петербурге внесли весомый и признанный вклад в развитие союзной русистики. Кафедра вышла на международную орбиту.

За годы своего существования со дня открытия до настоящего времени кафедра прошла долгий и плодотворный путь развития и становления.

В настоящее время на кафедре работают 26 преподавателей. Из них – 6 доцентов, 19 старших преподавателей, 1 преподавателей. На кафедре работают 9 кандидатов наук.

В 2006 году кафедра была переименована и получила название «Кафедра украинского и русского языков как иностранных».

С 2006 года кафедру украинского и русского языков как иностранных (подготовительный этап) возглавила канд. филол. наук, доцент Валит Е.С.

В связи со своим переименованием кафедра определила для себя совершенно новое направление в работе – преподавание украинского языка как иностранного. На кафедре создан учебник «Українська мова для іноземців» (авторы Чистякова А.Б., Селиверстова Л.И., Лагута Т.И., 2008). Много лет подряд преподавателями кафедры ведется факультатив по украинскому языку, который вызывает большой интерес у иностранных студентов.

В 2011 году авторский коллектив Селиверстова Л.И., Лагута Т.Н., Клочко Т.В., Ященко А.А. создал книгу для чтения «Читаймо про Україну українською, російською, англійською» под. редакцией Валит Е.С.

В 2014 году эта книга была переиздана с дополнениями и изменениями: добавлен китайский перевод текстов и словарей-тезаурусов с привлечением нового автора Чу Ин (КНР).

Кафедра продолжает лучшие традиции преподавания русского языка иностранным студентам, которые были заложены фундаторами методики преподавания русского языка как иностранного.

Важным достижением работы кафедры за последние годы является создание комплекса учебных пособий. Созданы 2 базовых учебника по русскому языку с грифом Министерства образования и науки Украины:

  1. Чистякова А.Б., Джурко Э.Н., Петренко И.П. Русский язык для иностранных студентов. 6-ое изд. – 2008
  2. Чистякова А.Б., Варава С.В., Джурко Е.М., Петренко И.П. 1201 русский глагол. Учебный словарь-справочник
  3. Витковская Э.В. Русский язык: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов. – 2002

В настоящее время кафедра работает по созданному преподавателями кафедры учебному комплексу нового поколения:

  • Друг: Русский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-иностранцев. Вводный курс (Варава С.В., Джурко Э.Н., Петренко И.П.)
  • Друг: Русский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-иностранцев. Основной курс. В двух частях (Варава С.В., Джурко Э.Н., Петренко И.П.)
  • Сборник контрольных работ к учебному комплексу «Друг» (Валит Е.С., Варава С.В., Джурко Э.Н., Комарова В.Л., Пушкарева Е.Н.)
  • Говорим по-русски. Учебно-методическое пособие по развитию устной речи студентов-иностранцев (начальный этап) (Валит Е.С., Джурко Э.Н., Петренко И.П.)

В рамках каждой учебной группы ведется работа по обучению языку специальности студентов – «Научный стиль речи». Всего на кафедре существует 4 секции по специализации студентов:

  1. гуманитарная (филологи, переводчики);
  2. экономическая (экономисты, юристы);
  3. инженерно-техническая;
  4. медико-биологическая (биологи, медики, фармацевты, психологи);

Во всех секциях студенты используют в процессе обучения учебно-методические пособия по научному стилю речи, созданными преподавателями кафедры.

Очень важным в практической работе кафедры является внедрение в учебный процесс современных технических средств обучения. Используются компьютерные классы, где преподаватель работает с группой в аудиторные часы и студенты могут самостоятельно заниматься после занятий. Преподаватели кафедры участвуют в создании электронных учебников, обучающих презентаций, лабораторных работ и тестов на основе мультимедиа. На кафедре используются авторские мультимедийные презентации по грамматике русского языка, тематические и страноведческие презентации, по научному стилю речи, по мифологии, фольклору, по античной литературе (В.Л.Комарова, Л.В. Задорожняя, Е.С. Валит).

Начиная с 2012 года на кафедре создаются дистанционные курсы обучения. К настоящему дню их насчитывается 5:

  1. «Русский язык для англоговорящих учащихся». Справочные материалы и грамматические задания на русском и английском языке (Валит Е.С., Колоколова А.А, Задорожняя Л.В., Нечипоренко С.С., Петренко И.П., Хотяинцева И.В.)
  2. «Русский язык. Научный стиль речи. Инженерно-технический профиль». Справочные материалы и грамматические задания на русском и английском языке, I и ІІ семестры. (Варава С.В.)
  3. «Русский язык. Научный стиль речи. Медико-биологический профиль». Справочные материалы и грамматические задания на русском и английском языке, I и ІІ семестры. (Комарова В.Л., Хотяинцева И.В., Задорожняя Л.В.)
  4. «Русский язык. Научный стиль речи. Экономический профиль». Справочные материалы и грамматические задания на русском языке, I и ІІ семестры. (Сухова И.В.)
  5. Гуманитарии (литература) «Мифология древних славян. Русская народная волшебная сказка». Справочные материалы и задания на русском языке, словарь, тексты и презентации – на русском, английском и китайском языках. (Валит Е.С.)
  6. «Поговорим о характере, привычках и традициях. Практикум устной и письменной речи для иностранцев, изучающих русский язык». Справочные материалы и грамматические задания на русском и английском языке (Валит Е.С., Варава С.В., Задорожняя Л.В.)

Все курсы обеспечены методическими рекомендациями (инструкцией) для слушателей по работе с СДО Moodle на русаком и английском язиках.

На сайте «Дистанционное образование ХНУ имени В.Н. Каразина» размещены аннотации всех указанных курсов на английском и русском языках. Созданы промо-ролики к дистанционным курсам «Русский язык для англоговорящих студентов» англійською мовою и «Мифология древних славян. Русская народная волшебная сказка» с английскими субтитрами. Эти ролики размещены на этом же сайте.

Преподаватели кафедры активно принимают участие в международных научных конференциях и семинарах по проблемам изучения русского языка и преподавания его иностранным учащимся в нашей стране и за рубежом. Преподаватели кафедры состоят в научных контактах и сотрудничают с коллегами из 12-ти зарубежных вузов.

Ежегодно по плану повышения квалификации каждый преподаватель проходит стажировку на родственных кафедрах университета.

Каждый год в июне кафедра проводит Международную научно-практическую конференцию «Преподавание языков в заведениях высшего образования на современном этапе. Межпредметные связи».

Ежегодно преподаватели кафедры являются научными руководителями слушателей подготовительного отделения, которые участвуют в студенческих научных конференциях многих вузов города Харькова.

Преподаватели кафедры постоянно работают над повышением своих профессиональных знаний, над усовершенствованием педагогического мастерства. С этой целью в 2004 г. на базе Белгородского государственного университета они проходили учебу на выездном семинаре Российского университета дружбы народов (РУДН), в 2005 г. на выездном семинаре РУДН в ХНУ имени В. Н. Каразина, в 2007 г. на выездном семинаре Института русского языка имени А. С. Пушкина (ИРЯП) на базе ХНУ имени В. Н. Каразина, в 2008 г. в ИРЯП (Москва, РФ).

Молодые преподаватели всегда имеют возможность учиться методике преподавания РКИ, т.к. на кафедре был создан действующий и сегодня институт наставничества, включающий «Школу молодого преподавателя», взаимопосещение занятий, проведение открытых уроков.

На кафедре систематически проходят заседания научно-методического семинара, где разрабатываются и обосновываются лингводидактические принципы, которые реализуются в процессе преподавания русского языка как иностранного в сочетании аспектов общего и профессионально ориентированного владения данным языком.

Ежегодно преподаватели кафедры проводят Олимпиаду по русскому языку, в которой участвуют лучшие иностранные студенты. Она проводится в конце учебного года в 4 тура:

  1. тестовые задания (лексика, грамматика);
  2. изложение художественного текста (аудирование, письмо);
  3. связный сюжетный рассказ по иллюстрациям (говорение);
  4. конкурс стихов.

Все годы на кафедре проводится большая внеаудиторная и воспитательная работа с иностранцами, приехавшими на учебу в Украину:

  1. Общефакультетский тематический урок-концерт «Давайте познакомимся»
  2. Конкурс «Осенняя икебана»
  3. Тематический урок-концерт, посвященный празднованию Нового года;
  4. Тематический урок-концерт «Украина»
  5. Итоговый урок-концерт «До свидания, подготовительный факультет!»
  6. Экскурсии по городу и музеям города;
  7. Экскурсии на факультеты ХНУ имени В. Н. Каразина и в другие вузы города.
  8. Экскурсии по городам Украины.

Кафедра языковой подготовки 2 занимает ведущее место в рейтинге кафедр по подготовке иностранных студентов не только в городе Харькове, но и во многих городах Украины. По учебникам, созданным на кафедре, занимаются иностранные студенты заведений высшего образования Киева, Днепропетровска, Полтавы, Запорожья, Львова, Горловки, Кривого Рога и во многих заведениях высшего образования Харькова.

2 апреля 2018 г. кафедра украинского и русского языков как иностранных была переименована в кафедру языковой подготовки 2 в связи с реорганизацией Центра международного образования в Учебно-научный институт международного образования (Приказ И.о. ректора В.С. Бакирова №____от______).