Центр международного образования

ХНУ им. В.Н. Каразина

Кафедра украинского и русского языков как иностранных

Аннотации дисциплин
Название:

Русский язык (базовый курс)


Преподаватели:

Все преподаватели кафедры.

Статус:

нормативный.

Продолжительность курса:

подготовительный факультет, І-ІІ семестр.

Общее количество аудиторных часов:

1083 (из них аудиторных 722 часа). В первом семестре – 702 часа (из них аудиторных 458 часов), во втором семестре – 381 час (из них аудиторных 254 часа).

Цели курса:

формирование целостной системы знаний студентов о языке, обогащение словарного запаса иностранцев, развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, усовершенствование умений и навыков всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение) научно-учебной и социально-культурной сферы общения.

Задачи курса:

научить студентов пользоваться русским языком на основе практического усвоения основных языковых и речевых понятий, определений и правил; обеспечить усвоение норм русского литературного языка.

Форма учебного процеса и контроль:

основная форма учебного процесса – практические занятия. Текущий (контрольные работы, компьютерные тесты) и итоговый контроль (зачет, экзамен).

Язык преподавания:

русский.

Краткая аннотация дисциплины:

учебная программа дисциплины «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с программой дисциплины «Русский язык» для студентов-иностранцев подготовительных факультетов высших учебных заведений Украины, утвержденной Министерством образования и науки Украины 07.07.2004 г.

Программа имеет следующие компоненты:

  1. Материал по фонетике.
  2. Грамматический материал.
  3. Лексический минимум.
  4. Примерные лексические темы для изучения.
  5. Требования к уровню владения видами речевой деятельности.

Все компоненты программы находятся в органической связи друг с другом, что является необходимым условием комплексного обучения различным видам речевой деятельности.


I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Фонетический материал отражен в двух курсах: вводно-фонетическом и корректировочном фонетическом курсе.

Вводно-фонетический курс рассчитан на 24 учебных часа. Основная задача этого курса обучить иностранных студентов звуко-буквенным и буквенно-звуковым соотношениям на ограниченном лексическом материале.

Корректировочный фонетический курс рассчитан на 20 учебных часов. Задача его состоит в том, чтобы обучить студентов правилам ударения; интонационным конструкциям; произношению гласных и согласных.

II. ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

На обучение грамматическому материалу выделяется 218 часов (I сем.); 80 часов (II сем.).

  • Общие положения
    1. Имя существительное: род, число, одушевленность, неодушевленность, понятие о падежах.
    2. Личные местоимения в именительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
    3. Имя прилагательное, притяжательные, указательные местоимения, порядковые числительные, род, число, падеж: именительный, родительный, дательный, творительный, предложный.
    4. Количественные числительные. Изменение по падежам. Употребление существительных с количественными числительными.
    5. Глагол: спряжение, время (настоящее, прошедшее, будущее), вид глагола.
    6. Предлоги.
  • Лексико-грамматический материал
  • Зависимые члены-модели предложения

III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ВЛАДЕНИЯ ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ


Учебно-методическое обеспечение:
  1. Варава С.В., Джурко Э. Н., Петренко И. П. Друг: Русский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-иностранцев. Вводный курс / С. В. Варава, Э. Н. Джурко, И. П. Петренко. – Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012.– 144 с.
  2. Варава С.В., Джурко Э. Н., Петренко И. П. Друг: Русский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-иностранцев. Основной курс. В двух частях. Часть 1 / С. В. Варава, Э. Н. Джурко, И. П. Петренко. – 4-е изд., доп. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2014.– 292 с.
  3. Варава С.В., Джурко Э. Н., Петренко И. П. Друг: Русский язык для начинающих: учебное пособие для студентов-иностранцев. Основной курс. В двух частях. Часть 2 / С. В. Варава, Э. Н. Джурко, И. П. Петренко. – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2011.– 152 с.
  4. Валит Е.С., Джурко Э.Н., Петренко И.П. Говорим по-русски. Учебно-методическое пособие по развитию устной речи студентов-иностранцев (начальный этап). – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2014.– 98 с.
  5. Чистякова А.Б., Варава С.В., Джурко Е.М., Петренко И.П. 1201 русский глагол. Учебный словарь-справочник. – Х.: ХОГО «НЕТ «ЕкоПерспектива»», 2006. – 584 с. // Рекомендовано Министерством образования и науки. Письмо № 14/18.2-832 от 30.03.2006.
Список рекомендованной литературы:
  1. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Предвузовское обучение. Элементарный уровень. Базовый уровень.Первый сертификационный уровень. – М.: Изд-во РУДН, 2001.
  2. Программа курса «Методика преподавания русского языка как иностранного». Для государственных университетов / Сост. Г.И. Рожкова, И.Д. Морозова, С.А. Хавронина. – М.: Изд-во РУДН, 2002.
  3. Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах. – М.: Русский яз., 1985.
  4. Программа по русскому языку как иностранному. – СПб.: Изд-во «Златоуст», 2001.
  5. Типовая учебная программа по практическому курсу русского языка для иностранных студентов-филологов. – К: Издат. центр «Киевский уни-верситет», 1999.
  6. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. – М.; СПб.: ЦМОМГУ– «Златоуст», 2000.
  7. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. – М.; СПб.: «Златоуст», 2001.
  8. Чистякова А.Б., Джурко Э.Н., Петренко И.П. Русский язык для иностранных студентов. – Х.: Константа, 2004.
  9. Витковская Э.В., Горлова Э.К., Маевская Г.Е., Писарева Р.Д., Середа Р.Н., Филиппова З.А., Цапко Т.П. Русский язык: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов. – Х.: Мир детства, 2002.
  10. Пушкарева Е.Н., Черненко И.И. Сборник упражнений по русскому языку для иностранных студентов. – Х.: Экограф, 2001.
  11. Хавронина С., Широченская А. Русский язык в упражнениях. – М.: Русский язык, 1978.
  12. Программа повышения квалификации по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Сост. Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков. – М.: РУДН, 2002.
  13. Навчальні мінімуми з укранської i російської мов для іноземців. – К.: Ін-т системних досліджень, 1995.